Завершили свое функционирование экспериментальные площадки кафедры общей психологии 2013 года. Результаты работы
В 2013 году на кафедре общей психологии были организованы две экспериментальные площадки: 1) на базе ФКОУ ДПО Учебного центра УФСИН России по Рязанской области, на которой реализовывалась программа эксперимента на тему: «Психолого-педагогические технологии профессионального развития сотрудников УИС»; 2) на базе ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Республике Мордовия, на которой реализовывалась программа эксперимента на тему: «Программа психологической коррекции мотивационно-смысловой сферы наркозависимых осужденных (методические рекомендации)».
Выбор указанных программ экспериментов был обусловлен наличием соответствующих заявок из УК ФСИН России и УСПВРО ФСИН России.
В рамках реализации первой экспериментальной площадки сотрудниками кафедры общей психологии совместно с сотрудниками психологической службы УФСИН России по Рязанской области, а также слушателями академии, проходившими на ее базе преддипломную практику, были организованы и проведены исследования социально-психологических детерминант организационного поведения сотрудников УИС и особенностей развития коммуникативной компетенции будущих психологов практиков УИС. Результаты работы были обсуждены в ходе научно-практического семинара на тему «Оптимизация профессиональной деятельности сотрудников УИС с учетом основных направлений развития УИС: история, современное состояние, перспективы развития» в мае 2013 года.
Практические рекомендации «Психологические основы оптимизации профессиональной деятельности коллектива сотрудников УИС», подготовленные авторским коллективом Е.Е. Гавриной, О.В. Самофаловой, Т.А. Симаковой и практические рекомендации «Интегральная диагностика межличностных отношений в среде переменного состава образовательных учреждений ФСИН России как средство улучшения воспитательной работы», подготовленные Л.В. Шатохиной прошли согласование с УК ФСИН России и были рекомендованы к внедрению в практическую деятельность учреждений и органов УИС.
Сотрудники кафедры общей психологии провели работу по внедрению данной научной продукции в практическую деятельность учреждений и органов УИС, в образовательный процесс вузов ФСИН России. Итогом стало получение 14 актов о внедрении.
В рамках функционирования второй экспериментальной площадки по реализации программы эксперимента сотрудниками кафедры общей психологии совместно с сотрудниками ФКУ ЛИУ-19 УФСИН России по Республике Мордовия было проведено обследование наркозависимых осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях с целью сбора эмпирического материала для комплексного исследования их личности. В лечебно-исправительном учреждении был осуществлен мониторинг психологического сопровождения работы экспериментальной площадки, изучена текущая документация, проведены экспертные оценки, а также срезовое тестирование наркозависимых осужденных контрольной и экспериментальной групп.
Проведенный анализ полученного эмпирического материала показал, что научное сотрудничество Академии ФСИН России с УФСИН России по Республике Мордовия приносит положительные результаты в плане ресоциализации и социальной реабилитации наркозависимых осужденных.
По итогам проведенного исследования сотрудниками кафедры общей психологии были подготовлены 1 диссертационное исследование, 3 статьи, 2 монографии, 3 практических (методических) рекомендаций, 1 курс лекций.
Результаты научных исследований, осуществленных в рамках реализации программы эксперимента по Р. Мордовия, были отражены в научных работах курсантов психологического факультета, одна из которых заняла 1-е место в конкурсе на лучшую научно-исследовательскую работу курсантов, слушателей и студентов Академии ФСИН России.
На данный момент программы экспериментов, реализуемых сотрудниками кафедры общей психологии на базе экспериментальных площадок (УФСИН России по Рязанской области, Республика Мордовия), успешно завершены.
В настоящее время создана экспериментальная площадка на базе психологической службы УФСИН России по Рязанской области по проблеме «Психологической коррекции мотивационных детерминант и профилактике профессиональной деформации личности сотрудников УИС».